Святая гора Афон не просто намоленная монахами земля. Что в обычном мире кажется чудом, здесь нормальное явление. Бог тут в воздухе, а дьявол следует по пятам. Паломники едут сюда с надеждой. Одни ищут ответы на свои вопросы, другие помощи, третьи душевного покоя.

путешествие на Афон

Если честно, я попал на Святую гору совершенно неподготовленным. Случилось это в ноябре. Всё произошло спонтанно, неожиданно и даже чудесно. Думаю, вот таким — отдавшимся на волю Божью — и должен быть паломник.

Многие на Афоне удивлялись: что католика влечет в центр православия? «Кто помог тебе попасть сюда?» — спрашивали они, словно воочию увидев невозможное. Но возможно всё! Просите — и дастся вам, ищите — и найдете, стучитесь — и вам отворят. В Афонском центре для пилигримов работают очень приветливые люди.

Но без долгих предисловий перенесемся в тот ноябрьский день. Сразу под проливной дождь. За моей спиной рюкзак и десять километров пешего пути.

путешествие на Афон

Наконец я дошел до города Карье, центрального поселения на полуострове. Отсюда отправлялось маршрутное такси в Ватопед, самый древний монастырь Афона. Без предварительного резервирования места туда могут не пустить, но я решил рискнуть.

Продрогший до костей я отогревался в теплой машине. Примерно на полпути показался шлагбаум, и я решил схитрить как местные: сказать проверяющему, что еду в скит Ксилургу (он по пути), а водителя попросить довезти до Ватопеда. Обычно они соглашаются. На контроле меня пропустили, однако мой водитель оказался несговорчивым и высадил меня у поворота на скит.

Еще пару километров пешком — и передо мной замок у подножья горы. Промокший насквозь вхожу в ворота и погружаюсь в мир тишины. В Ксилургу живет всего восемь насельников и старенький настоятель. Гостевые комнаты не отапливались, но, добравшись до постели, я завернулся в плед и мгновенно уснул. А проснувшись вечером, был уже не один. Молодой священник Кирилл из Москвы радостно приветствовал меня.

После трапезы (самый вкусный рыбный суп в моей жизни!) мы вышли на улицу под ясное звездное небо и долго общались, рассказывая о своей жизни, дорогах и мыслях.

Перед отходом ко сну Кирилл разложил свои иконы, совершая вечернюю молитву. За окном виднелся каменный монастырь, в душе пели ангелы, и я мысленно благодарил водителя такси за то, что он не поддался на мои уговоры.

путешествие на Афон

Утро на Афоне начинается иногда в три ночи, иногда позже, всё зависит от правил монастыря. В шесть часов нас позвали на утреннюю литургию. Из-за малого числа братии и паломников в Ксилургу всё по-домашнему. Даже богослужение, по ощущениям, было какое-то особенно родное.

И вот после вкусного завтрака и небольшого послушания я беседую в солнечном фруктовом саду с монастырским поваром: он рассказывает об афонской действительности, о том, как зреют гранаты и человеческие души.

— На Афон человек должен ехать с верой и благоговением, иначе всё будет впустую. А люди разные. Одни рвут паспорта и живут где-то в здешних лесах. Другие договариваются и служат послушниками в каком-нибудь монастыре. Третьи переходят из одного монастыря в другой. А некотрые вообще не ясно, зачем приезжают, напиваются, скандалят. За таких людей стыдно.

Иногда путники приходят вечером, без предупреждения. Вот представь, пришли двенадцать человек, а трапеза уже приготовлена на девятерых. И крутишься, изобретаешь. А мы ведь сюда не за этим приехали.

путешествие на Афон

…Евросоюз обязал Афон принимать пилигримов. Ты знаешь, что каждая обитель ведет учет гостей? В конце года за каждого принятого обители получают определенную сумму. Для таких масштабов деньги небольшие, они полностью уходят на заботы о путниках: еду и постель.

Бывает, среди гостей находятся и богатые благодетели — они помогают отстраивать разрушающиеся со временем постройки. Многие настоятели дали братии благословение на привлечение паломников именно с этой целью. Ты увидишь, как богато выглядит Ватопед, а пять лет назад там всё было иначе.

…И на Святой горе, как и в мире внешнем, нужно уметь отделять зерна от плевел. Даже среди монахов не всё однозначно. Нужно быть очень осторожным в том, к кому прислушиваться. От мнимых праведников лучше держаться в стороне. Например, некоторые называют себя пустынниками, а сами ведут интернет-трансляции на всю планету. А ведь истовый пустынник не показывается людям!

…Даже здесь, в средоточии православного монашества, тебя будет ждать много соблазнов. Кто-то накричит, кто-то прогонит, но не дай этому повлиять на себя. Никого не осуждай и учись видеть в людях Божественное.

Со словами, что на Афоне не знаешь, когда поешь в следующий раз, он дал мне кусок сыра и благословил в дальнейший путь.

путешествие на Афон

Туда, где правило, гласящее, что Афон не могут посещать женщины, стало божественным установлением.

Как это было? В четвертом веке на полуостров прибыла царица Плакидия — поклониться святыням в соборе Ватопедского монастыря. Монахи встретили ее на берегу и напомнили, что женщинам запрещено ступать на Афонскую землю. Плакидия ответила, что правило ей известно, однако она царица, и на неё оно не распространяется. В соборе ей явилась Пресвятая Дева и сказала: «Здесь только одна царица, и это я, а ты должна уйти». И праведная Плакидия покорилась.

Ватопед встретил неприступными каменными стенами и большими воротами, в которых стоял приветливый инок. Пока я дожидался решения о моем размещении, как и всех пилигримов, меня угостили стаканом воды, лукумом и рюмочкой цитрусового ликера. Затем, зарегистрировав и предупредив, чтобы впредь я бронировал ночлег заранее, меня проводили в архондарик — монастырскую гостиницу. Отлично отремонтированный общий номер, теплая постель, полотенце, бесплатный чай и кофе — долгожданное пристанище для изможденного путника!

путешествие на Афон

После вечерней службы и ужина пошли на экскурсию по обители. Русскоязычная группа была маленькая, всего пять человек, и сопровождавший нас брат Досифей с благоговением поведал нам истории из жизни монастыря.

О чудотворных иконах: — Икона Богородицы «Алтарная» была спрятана от пиратов в колодец и найдена через 70 лет стоящей на воде. Другой образ Богородицы разгневанный монах пырнул ножом, из щеки Богоматери потекла кровь. Раскаиваясь, виновник просидел три года перед изувеченным образом. Сегодня эта икона называется «Закланная». Над входом в монастырь висит икона «Простреленная». Турецкий пират выстрелил в руку Божьей Матери, а от угрызений совести сошел с ума и удавился.

Об афонских кладбищах: — Кладбища на Афоне маленькие, и раньше мощи ушедших выкапывали через четыре года и складывали в костницу. Если кости желтого цвета, это считается признаком святости. Значит, инок угодил Богу своим подвигом. Сегодня кости выкапывают не по сроку, а по слову настоятеля. Кстати, тот монах, который проколол щеку Девы Марии, вымолил прощение. Но когда выкопали его останки, увидели, что рука, в которой он держал нож, осталась черной и не истлела.

В конце экскурсии брат Досифей подвел нас к святыням — честной пояс Богородицы, часть Животворящего креста, мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова…

Приложиться к святости — это нечто особенное. Как будто много лет я не мог вдохнуть полной грудью, а в момент контакта воздух мощным потоком свежести и жизни заполнил мои легкие.

путешествие на Афон

А утром случилось событие, которое привело меня в самую старую больницу Греции — в медицинский пункт Ватопедского монастыря. Меня укусил клещ. По глупости я попробовал избавиться от него сам. Не получилось.

Медпункт в корпусе для братии был по-монашески беден и скромен. Старая плитка на полу, облупившаяся краска на деревянных дверях, у стен сложена разная утварь. Пожилой монах, врач старой закалки, сделал что надо и рассеял мои тревоги. В Греции, произнес он целительным голосом, клещи не такая уж редкость, но опасности они не представляют. Ступай с Богом.

Мой диамонитирион (афонская виза) уже закончился, и я собрался идти в сторону порта Дафни, оттуда каждый день уходит корабль на материк. Я не знал, уеду я завтра или через неделю. Направление было выбрано, а куда оно приведет, уже не моя забота. С Иисусовой молитвой и четками в руках я снова ступил на каменный тракт.

Автор текста и фото: Марк Бадалян

Читайте еще статьи автора:

Остров Лесбос, или Настоящая Греция

Магеройа: Место силы для фанатов морской рыбалки

Этна: Жар и пепел на зеленом острове