Сицилия… Чтобы понять ее, не хватит и нескольких недель, а для описания всего увиденного нужно гораздо больше места в журнале. Так что расскажу лишь об одном дне своего похода. О последнем дне на острове.

Выбирая, где остановиться во время путешествия, я обычно интересуюсь, может ли это место привести к чему-то новому. Дорогие и комфортные отели хорошо послужат тем, кто ищет отдыха и покоя. Мне же нужно нечто иное, необычное. Необычные места привлекают особых людей, а значит, и шансы на приключение. Мой выбор в Катании пал на хостел Ostello Degli Elefanti. Разместился он во дворце начала ХVII века, комнатами служат бывшие бальные и концертные залы, украшенные разноцветными фресками.

Этна

В последний день моего пребывания на Сицилии я решил поехать на вулкан Этна. Признаться, план родился дурацкий — доехать поближе и дальше идти пешком. Но ясно было, что далеко я бы так не продвинулся. Однако хостел мне помог. Проснувшись очень рано, я встретил в общей столовой спутника на весь день — Ольгу из Киева.

вулкан Этна

Ольга веселый и решительный человек, с которым легко пойти на подвиг. Сама о себе она говорит: «Своей дружелюбностью я пугаю людей». В этот день Оля тоже собиралась на Этну. И план у нее был человеческий — на специальном автобусе доехать до подножья вулкана. Позавтракав, мы двинулись в путь.

Или мы плохо спрашивали, или сицилийцы плохо отвечали, но никто не смог нам указать нужную платформу. Побегав, мы всё же сумели найти автобус, который вот-вот должен был отойти. Транспорт казался полным, но еще человек 20 в надежде стояли у дверей. Чудом нас взяли на борт!

***

Вулкан Этна уже давно оккупирован работниками туризма. Сувенирные лавки, закусочные, парковки, киоски разных экскурсий и прокатов. На подступах нас встречают словно одни и те же люди, но с разными именами. Нами занялся Стефано. Еще в автобусе он делал громкие объявления, показывал карты, шутил и развлекал пассажиров. Всю дорогу из Катании рассказывал нам о сегодняшнем снегопаде на Этне. По его словам, единственный шанс хоть что-то увидеть — купить экскурсию по неким пещерам у подножья.

Был конец октября, и я, если честно, поверил в непогоду и почти поддался на уговоры. Но Ольга вернула меня к реальности: мы решили увидеть всё своими глазами.

вулкан Этна, Сицилия, Италия

По серпантину мы стремительно поднимались на высоту 1910 метров над уровнем моря. Ландшафт за окном понемногу превращался в мордорские картины из фильма «Властелин Колец». Жизни становилось всё меньше, а черноты всё больше. Мы доехали до торговой площадки Rifugio Sapienza (Рифуджо Сапиенца) около 10 часов утра, и наше восхождение началось. Часть туристов поддались на уговоры Стефано и пошли с ним оформлять экскурсию. Но большая часть, как и мы с Олей, направились к канатной дороге.

Фуникулер поднял нас на высоту 2500 метров. Сверху мы любовались природой, какой нигде не встретишь на Сицилии. Горы вокруг стали совсем черными, кое-где росла желтая трава и мох. Под нами были дороги с редкими путниками.

Здесь нас ждал еще один торговый пункт, еще один прокат теплой одежды, еще одно кафе. Тут мы с Ольгой ненадолго разошлись: она соблазнилась прокатиться на внедорожнике с огромными колесами, который везет туристов дальше, на высоту 2920 метров. Оля села в транспорт, а я пошел вслед. Вверх, по темным тропам.

***

Я не был одинок, многие, молодые и пожилые, стремились по дорожкам вверх или вниз. Мое внимание привлек молодой человек лет тридцати, с бородой и длинными волосами аж до самого пояса. Он шел мне навстречу, уже спускаясь с вершины. На костылях. Я улыбнулся ему и мысленно поклонился, проникнувшись глубоким к нему уважением.

Кругом не осталось ни травы, ни мха, лишь черный песок, черные скалы и совсем немного белого снега.

Стефано нас обманул! Снегопада не было, но становилось всё холоднее, ветер дул всё сильнее. Из теплой одежды на мне была только толстовка с капюшоном, но благодаря движению и любви к холоду мне было комфортно. Через час я дошел до знака «Дальше дороги нет». Она конечно была, но только с проводником и специальным снаряжением. За знаком окружение менялось, весь ландшафт был утыкан острыми скалами и покрыт застывшей пористой лавой. Каждый следующий камень ничем не отличался от предыдущего. Заблудиться или пораниться в таких условиях было проще простого.

вулкан Этна, Италия

Именно за запретной территорией находится главная вершина и жерло вулкана, из которого всегда струится пар. Живая гора одновременно и манит, и отталкивает. Огорчившись тупику, я направился к конечной остановке горных внедорожников. Тут было множество туристов. Одни отдыхали и перекусывали, другие вереницей поднимались по тропинке куда-то между скал. Я последовал за ними.

Этна, Сицилия, Италия

Это оказался кратер, наверное, бывшее жерло. Тропинка убегала по его хребту, аккуратно описывая круг. На ней я увидел свою спутницу, укутанную в шарфы и капюшоны так, что сразу признать ее было трудно. Обменявшись несколькими фразами под шквальным ветром, мы снова разошлись: Оля пошла отдыхать внутрь кратера, а я на его гребень.

Дорожка была узкая, шаг влево, шаг вправо — и беды не миновать. А ветер был такой силы, что иногда с трудом удавалось удержаться на ногах. Только сейчас я понял, как высоко нахожусь. Я был выше облаков, выше всех людей на свете!

Было видно море, далекую землю, города, поля, равнины. Стало так холодно, что мне пришлось укрыться за большим камнем. И о чудо! Из-под него струился теплый пар! Долго я просидел в своем укрытии, греясь дыханием планеты и любуясь красотами мира.

***

Спускаться я решил пешком, минуя даже фуникулер. Нужно было изучить все возможные тропы, да и времени до отъезда оставалось много. Обратный путь принес много радости. Чуть ниже уже всё плавало в густом тумане. Я выбирал самые безлюдные тропы и задумчиво бродил по ним сквозь плавающие облака. Да, туман оказался облаками!

Но и без приключений не обошлось. На обратном пути, уже под канаткой, я наступил на груду камней. И внезапно она поехала из-под ног. Положение мое в буквальном смысле стало шатким. Равновесие я обрел ценой разбитого пальца и царапины на моем Nicon. Камера работает, палец тоже, так что мне, считай, повезло вдвойне. К автобусу я добрался замерзший, голодный, раненый, но очень довольный. Это был отличный день со множеством чудес!