Как проверить мужа на прочность? Пойти к базовому лагерю Эвереста, да не вдвоем, а с двумя маленькими детьми. Без гидов и носильщиков провести 24 дня в Гималаях. Мы выжили, справились и к тому же установили мировой рекорд!

маршрут Гималаи Эверест Непал

Начало большого пути

Трек к базовому лагерю Эвереста всегда был нашей мечтой, далекой и несбыточной. Когда мы с мужем смотрели репортажи об этом треке, то всегда думали, что он невероятно тяжелый, для настоящих экстремалов, и вряд ли мы его когда-либо осилим. С рождением детей эта мечта отодвинулась на самый задний план: ну кто пойдет к базовому лагерю Эвереста с малышами, верно?

Но этой весной судьба забросила нас в Непал.

как подняться к базовому лагерю Эвереста

Конечно же, изначально мы присматривались к семейным, коротким трекам, но нас неустанно тянуло к Эвересту. И тогда мы решили, что пойдем по очереди. Сначала муж, потом я. Но чем больше мы читали о самом треке и о горной болезни, тем больше росла уверенность, что мы сможем дойти до лагеря всей семьей! Безусловно, мы переживали, ведь до нас с такими маленькими детьми к базовому лагерю Эвереста еще никто не поднимался. Но всё же мы решили попробовать. В худшем случае мы бы вернулись с полпути и не дошли бы до финальной точки.

К базовому лагерю мы шли 24 дня. Если лететь на самолете в Луклу и начинать трек оттуда, то в среднем группы укладываются в 12–14 дней. Но минус такого трека — стремительный набор высоты и, как следствие, горная болезнь. Именно поэтому мы выбрали трек из Джири, откуда стартовала первая успешная экспедиция по покорению Эвереста во главе с Эдмундом Хиллари и Тенцингом Норгеем в 1953 году. Плюс этого трека в том, что мы несколько раз поднимались на высоту более 3500 метров с ночевкой — это помогло всем нам лучше акклиматизироваться и впоследствии избежать симптомов горной болезни. Мы решили, раз мы идем с детьми, нам некуда торопиться. Лучше медленно, но уверенно.

маршрут к базовому лагерю Эвереста
Иногда тяжело определиться, что вызывает большее восхищение: буддистский монастырь на высоте 3867 метров или живописные пейзажи вокруг. А может, всё вместе?

Этот дополнительный отрезок Джири — Намче-Базар занял у нас 9 дней, но он того стоил! Мы шли по красивейшим долинам, останавливались в маленьких аутентичных деревнях, пили чай с шерпами, а дети играли с местными ребятишками. И за всё это время мы встретили не более десятка туристов. Когда же мы, наконец, присоединились к главному треку Лукла — Намче-Базар, людей на тропе стало в разы больше, но, к счастью, виды вокруг по-прежнему были живописными.

Одно из наших любимых занятий во время трека — любоваться снежными вершинами Гималаев и никуда не торопиться.

Весь трек мы прошли сами, без гидов и портеров (местных мужчин и женщин, которые несут рюкзаки туристов). Официально разрешено идти без сопровождения, и, по моим собственным наблюдениям, гид совершенно не нужен. Трек хорошо обозначен, деревни встречаются каждые два часа, да и людей везде хватает — одним словом, не потеряешься!

треккинг в Гималаях

Дорогу осилит идущий

К базовому лагерю Эвереста можно подниматься круглый год. У каждого сезона есть свои плюсы и минусы, но всё же два из них считаются наиболее благоприятными. Это конец марта — середина мая и конец сентября — начало ноября, когда в горах не так холодно (ночью температура ниже нуля не опускается) и хорошая видимость (сезон дождей либо еще не начался, либо уже закончился). Но стоит морально подготовиться к огромному количеству туристов на тропе.

Трек к базовому лагерю Эвереста мне показался относительно легким. Судите сами: во время всего пути, вплоть до самой последней деревушки Горак Шеп, вас встречают местные шерпы в лоджах (маленькие гостиницы, расположенные на трекинговых машрутах) с горячей едой на столе. Не надо нести с собой ни палатку, ни еду! Это существенно облегчает жизнь.

Еда, хоть и не блещет особым разнообразием, вполне сносная. Утром мы ели омлеты, а дети овсяную кашу. На обед и ужин заказывали супы, рис, лапшу, картошку с овощами. А также с собой у нас были орехи, изюм, злаковые батончики и каши быстрого приготовления — для детей, на всякий случай.

трек к базовому лагерю Эвереста
Типичный лодж, где останавливаются на ночлег усталые туристы.

Большинство лоджей достаточно простые. В комнатах только кровати. Душ, туалет общие. Положа руку на сердце, условия спартанские. Нам с детьми не хватало комфорта, но все эти «лишения» сполна компенсировались видами вокруг.

Перед началом трека я переживала, как отреагируют другие путешественники на нас с детьми. Я ожидала больше негатива, ведь трек на такой высоте считается опасным, а мы идем с малышами! Но я ошибалась. Во время трека нас колоссально поддерживали.

трек в Гималаях

Люди восхищались нашей смелостью, выносливостью и силой. Очень многие останавливались, просили сфотографироваться, расспрашивали, как наши дети переносят этот поход, и всячески подбадривали. Новость о паре с детьми бежала впереди нас. Неоднократно к нам подходили знакомиться с окликом: «О, вы те самые ребята с детьми! Привет!» Мы чувствовали себя героями, а Лия с Ксенией были настоящими звездами.

Редко где наши дети получали столько внимания и обожания от местных.

треккинг в Гималаях

Мировой рекорд установлен

Трек к базовому лагерю Эвереста ассоциируется с ужасными последствиями горной болезни. Именно поэтому с детьми к лагерю редко кто идет. Горная болезнь не миф и ее последствия вправду могут быть серьезными, но не стоит сразу пугаться. При правильной акклиматизации проявления горной болезни можно предотвратить. Главное — знать, на что обращать внимание, и следовать нескольким правилам.

1. Акклиматизироваться минимум один день при наборе высоты в 600 м.
  2. Не набирать более 600 м в день.
  3. В случае появления первых симптомов (головная боль, тошнота, потеря аппетита) прекратить набор высоты и, если необходимо, спуститься вниз на 200–300 м.

маршрут к базовому лагерю Эвереста
Наша мечта сбылась: позади нас базовый лагерь Эвереста.

Мы были готовы при первых же симптомах развернуться и пойти обратно. Любой ценой дойти к базовому лагерю Эвереста — такая цель перед нами не стояла. Наше здоровье и здоровье наших детей — самое важное для нас. В итоге же дети чувствовали себя превосходно. Мы следовали алгоритму правильной акклиматизации и пристально следили за поведением наших девочек. Но на протяжении всего трека не заметили никаких изменений: они играли, бегали, кушали и спали отлично. А младшая Ксеня в 11 месяцев сделала свои первые шаги в Намче-Базаре!

Для нас путь к базовому лагерю Эвереста стал не просто интересным треком. Это было самое настоящее семейное испытание, с которым мы справились на ура. Дети были счастливы! Счастливы находиться на свежем воздухе с самого утра и до позднего вечера, счастливы играть часами напролет и счастливы обладать безграничным вниманием мамы и папы. Этот трек сблизил и сроднил нас еще больше.

А в день, когда мы дошли до лагеря и наши дети установили мировой рекорд, став самыми юными «покорителями» базового лагеря Эвереста, мы еще раз осознали, что ничего невозможного в жизни нет.

украинцы установили мировой рекорд

Мой муж Jose deCos написал книгу «Midlife retirement» («Как выйти на пенсию в середине жизни»). В ней он рассказывает, почему необходим перерыв в карьере и почему не стоит откладывать жизнь «на потом». Подробно описано, как рассчитать бюджет на время «пенсии», даны советы, как отложить нужную сумму, и рекомендации, что делать и куда ехать во время такого «отпуска». Но главное в книге — разбор всех самых известных отговорок из цикла «Почему я не могу это сделать сейчас»: у меня долги/кредиты, проблемы со здоровьем, дети, собака, мне страшно и т.д.

«Midlife retirement» — настоящий путеводитель, который поможет изменить вашу жизнь к лучшему!

подъем на Эверест

Авторы текста и фото: супруги-путешественники Лилия Сокотун и Jose deCos, создатели блога bringbabyabroad.com