В своих поездках мы мечтаем о жизни вдали от цивилизации, о ночевках под открытым небом. Мы путешествуем неспешно и с минимальным комфортом, теряя контроль над временем и попадая в другой мир. Часы не напоминают о том, что нужно куда-то спешить, даже календаря под рукой нет, и это чудесно!

Я отдаюсь своей мечте

Двухмачтовая яхта, на которой мы живем, была построена 45 лет назад в Англии. Ее корпус сделан из стали, а общий вес – 25 тонн. Не один раз она прошла под парусами вокруг света. Colona II всю свою жизнь была известным дайверским пит-стопом в Юго-Восточной Азии. Эта много повидавшая яхта приютила нас в последнем вояже. У нее, как у старой клячи, болит и ноет то тут, то там, но ее грот, похожий на огромный плуг, продолжает бороздить морские просторы.

 

 

На борту нас семеро. Трое состоят в тесной родственной связи, двое — в крепкой дружественной. Среди нас один испанский подводный археолог, один 73-летний капитан из Норвегии, проживший яркую жизнь в «браке» с Colona II, и один филиппинский матрос.

Мы в далекой стране ветров и моря. Архипелаг, состоящий из 7000 островов, простирается в одной из самых разнообразных экосистем планеты. Добавьте к этому сотни древних культур и богатую историю, и — вуаля! — перед вами Филиппины. Эти коралловые острова с вулканами и уникальными зубчатыми горами — родина чудес, которые удивляют даже самого искушенного путешественника: необычных рисовых полей (остров Лузон), тропических дождевых лесов с их уникальными обитателями (остров Бохол), подземных рек (остров Палаван), каскадных водопадов (остров Минданао). И это только то, что на суше. Здешние океанские воды — одно из лучших в мире мест для красочного сноркелинга и дайвинга к затонувшим объектам.

 

Приключения как дорога к счастью

Гонимая ветром яхта с алыми парусами идет правым галсом по водам Южно-Китайского моря. Я уселась у штурвала и наблюдаю за курсом, прислушиваясь к звуку волн, которые настойчиво обрушиваются на борт яхты. Мы вышли из порта, так и не пополнив запасы воды и топлива. Чтобы доставить воду на борт, нам пришлось бы сделать не один десяток ходок с канистрами из города на якорную стоянку. Яхтинг здесь не развит. Сервиса нет.

У Филиппин небезосновательно дурная слава — это регион пиратов и тайфунов. Ходить под парусами в южных районах очень опасно. Уже не первый день мы ищем остров с рыбацкой деревней, в которой нам продали бы воду и топливо и потрудились заправить наши танки. Пока безрезультатно. Итак, у нас на борту нет пресной воды в кране, нет холодильника и мы не можем хранить дары моря, запасы топлива на исходе и уже успел забарахлить мотор на резиновой лодке «динги», которая, как щенок на поводке, следует за яхтой.

В середине дня ветер усилился до 25 узлов и стал порывистым. Через пару часов по маршруту мы должны добраться до затонувшего японского судна. В 1944 году американские военные самолеты уничтожили под Филиппинами многочисленную флотилию японских кораблей. Сегодня на дне залива Корон на глубине от 15 до 40 метров лежат останки 24 военных и грузовых судов. Наш археолог Майкл собирается погрузиться в пучину, войти внутрь корабля и кайфовать от увиденного.

У бесчисленных рифов близ Филиппин более 3000 разновидностей рыб, порядка 20 000 моллюсков и около 5000 кораллов. Все они страдают от жесткой реальности — здесь идет бесконтрольный вылов рыбы, продолжают гибнуть коралловые рифы и прочие морские обитатели. Огромное количество здешних рыб заканчивают свою жизнь в аквариумах или в ресторанах восточной кухни. Рыбацкие сети повсюду, только успевай уворачиваться.

 

 

Порывы ветра крепчали, волна разгулялась. Солнце и удары воды о яхту разморили нас. В лучах солнца сверкали складки на поверхности воды, переливающийся блеск вводил в транс. И вдруг что-то изменилось. Какое-то звено из совокупности гипнотических звуков и ощущений перестало существовать. Все очнулись. Исчезла вибрация яхты в такт работе двигателя. Мотор заглох! Попытки завести яхту не увенчались успехом. Капитан и матрос открыли машинное отделение и стали возиться в нем. Команда потеряла бдительность. Яхта шла с наветренной стороны от сетей, и расстояние до них постепенно становилось критическим. Заклинил ролик со шкотом. Маневр оверштаг было выполнить невозможно. Мы влетели в сети на полном ходу.

Яхта прошла паутину, но неподнятый мотор резиновой лодки запутался в ней. Динги не пускала нас, ветер наполнил паруса, и яхту сильно накренило на борт. Один из нас схватил мачете и обрубил конец, связывающий яхту с резиновой лодкой. Заклинивший ролик разбили. Мы выровняли яхту и между сетями пошли на выход. Colona II прошла чисто. Двигатель так и не заводился. Перистые гребни волн, как косматые белые волки, метались вокруг яхты, обдавая нас своим дыханием.

Двое из экипажа выпрыгнули за борт и поплыли к резиновой лодке. Яхта отошла на безопасное расстояние от сетей и начала лавировать. Добровольцы, преодолевая волны, должны выплыть к резиновой лодке, забраться в нее, освободить от сетей, завести мотор, который последний раз подвел, и вернуться к яхте, а после мы подтянем их за веревку.

 

Порядок действий выглядел просто, но реализация плана требовала физических сил, упорства и бесстрашия. Яхта должна была оставаться на ходу, под парусами, иначе она станет лагом и амплитуда волны раскачает ее до состояния неугомонной неваляшки. Мотор на динги нерабочий. Если его не удастся завести, придется ночевать в резиновой лодке, в сетях. И ждать, пока мы в укрытии починим двигатель. А починим ли? Жизни добровольцев бы ничего не угрожало, но морской романтики хватило бы. Когда мотор заведется, нужно догнать яхту. Но как только дать лодке больше «газа», двигатель глохнет. Наконец, веревка, которую мы бросаем, под большим напряжением из-за хода яхты и погоды. Перелезть на борт на ходу, да еще и в волнующемся море очень сложно… К счастью, операция по спасению имущества и человеческих душ прошла успешно!

 

Эта фантастическая жизнь

Время заката. Дальше идти нельзя. Мы движемся в сторону укрытия. На ночь нужно спрятаться между островов от ветра и волн. При подходе к защищенному месту ветра оказалось мало. Паруса стали хлопать и задыхаться от недостатка воздуха. Вокруг отвесные скалы. Управлять без мотора и ветра невозможно. Яхту течением сносит к скалам. Обстановка накаляется. Наихудшее, что может случиться, — удар о скалу, пробоина в корпусе и решение покинуть судно.

На остатке ветра мы близко проходим скалы и заходим в защищенное место. Начинаем дрейфовать. Яхту несет на мель. Сейчас главное — не упустить момент, чтобы не было слишком рано (глубоко) или слишком поздно (мелко) по осадке яхты. Несмотря на уверенность в том, что всё закончится хорошо, я внимательно наблюдала за ответственным моментом. Под звуки опускающейся якорной цепи мы торжественно открыли бутылку рома — сегодня все славно потрудились! Солнце закатилось, нежно озаряя небо. Налобные фонари тихо разливали теплый свет, заставляя сверкать стекло и зажигая ром, льющийся в стакан. Я поймала себя на мысли: «Помощи нам ждать неоткуда. Но начну волноваться через два дня. Если не починимся».

Весь следующий день мы самостоятельно чинили двигатель, прерываясь только на осмотр подводного мира — на яхте вдоволь дайверского оборудования.

Архипелаг Филиппины образует естественный барьер между бассейном Южно-Китайского моря и обширными пространствами Тихого океана. Острова разделены морями — Филиппинским, Сибуян, Висаян, Сулу, Минданао и Целебес. У каждого из них свои характеристики и морская жизнь: тут есть и коралловые сады, и пещеры, и глубочайшие подводные стены, и изолированные горы. И хотя браконьерский промысел динамитом и загрязнение окружающей среды привели к пагубным последствиям для некоторых видов подводных обитателей, здесь — если вы готовы рисковать — все еще можно увидеть нетронутые кораллы и других диковинных морских жителей.

 

 

Путешествуя под парусами от одного острова к другому, мы получили уникальную возможность осматривать места, свободные от массового наплыва туристов. Как же здорово высадиться на необитаемом острове, развести костер и зажарить свежую рыбу на ужин. А после под звездным куполом в полной темноте, мокрым от прибрежной волны плыть на огонек яхты, на якорную стоянку. Мы на островах в полном одиночестве. И это удивительно! Такое редко встречается. Но нельзя просто взять и высадиться у любого острова. Где-то мешают рифы, где-то течение или ветер — одним словом, нужно учитывать много факторов. Основная часть туристов отдыхает на севере архипелага, где есть фешенебельные курорты. Что же касается юго-западной части, здесь есть еще 5–10 лет для тихого отдыха.

Между морем и землей

Я боюсь оторваться от общения с природой, в котором нахожу счастье. Счастливое забвение исцеляет меня. Ежедневно здесь возникает много задач, но даже сложные кажутся простыми в решении. А жизнь в городе приносит бесконечное количество мелких хлопот и недугов, которые досаждают мне.

На западе архипелага, недалеко от Индонезии, расположен остров Палаван. К нему мы держим путь. Этот остров — заповедник, а вся одноименная провинция внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Горы здесь одеты в джунгли и окаймлены коралловыми рифами. Можно провести тут всю жизнь, открывая новые места, особенно в северной части Палавана — Эль Нидо. Флора и фауна острова уникальны, у них больше общего с малазийским Борнео, чем с остальными Филиппинами. Удивительно и культурное наследие. На протяжении последнего тысячелетия на Палаван приезжали представители самых разных народов, принося с собой свои обычаи и верования. Индонезийцы, малайцы, китайцы, племена, напоминающие пигмеев, — все они представлены на острове самобытными общинами. Зажмуриваюсь и скрещиваю пальцы на удачу в надежде, что траулеры-грабители оставят местные воды в покое, а сам Палаван избежит слишком большого внимания туристов.

 

Наше приключение заканчивается успешно: основной двигатель починили, бензин заправили. Правда, провели еще три недели плавания без пресной воды — мылись в соленой. Нас неоднократно жалили медузы в лицо, бывало, мы находили их даже в плавках! Стирали за бортом на ходу: одежду привязывали за веревку и выбрасывали за борт. Пять минут — сила трения творит чудеса, и море возвращает вещь чистой.

После каждого такого невероятного путешествия мы восхищаемся премудростью Творца и не устаем благодарить его за красоту нашего дома — планеты Земля.

 

 

Автор текста и фото: Кристина Трубникова

Больше путешествий и фотографий ищите в профиле Instagram @kristina_trubnikova 

 

Читайте также:

10 лайфхаков для путешествия по Филиппинам

10 самых прекрасных пляжей в мире

Путешествие на Сейшелы